Фольклор и мифы продолжают жить.
Пройдитесь по тротуару или переведите взгляд на дорогу, где вы идёте с друзьями, и обратите внимание, как многие из них стараются не наступать на трещины. Если их спросить, они ответят, что не хотят сломать мамину спину или навлечь на себя неудачу от демонов, обитающих в преисподней.
Специалисты по укладке асфальта думают иначе, хотя некоторые на всякий случай стараются не наступать на трещины.
Три основные причины появления трещин в асфальтобетонном покрытии, — заявил Том Келли, старший вице–президент Crafco, Inc., ДеКалб, Иллинойс,
-
тепловое движение дорожного покрытия, то есть расширение и сжатие из-за перепадов температуры,
-
транспортные нагрузки - когда легковые и грузовые автомобили колотят по асфальту, любая слабость в структуре дорожного покрытия разрушается, или любой недостаток в составе горячей смеси для асфальтобетона (HMA) может вызвать преждевременное растрескивание и разрушение дорожного покрытия,
-
старение и окисление - с возрастом дорожное покрытие разрушается. теряет гибкость и сцепление со структурой дорожного покрытия, что делает его более восприимчивым к первым двум причинам растрескивания.
Причины появления трещин на дорожном покрытии можно разделить на две категории: причины, связанные с нагрузкой, и причины, не связанные с нагрузкой (внешние факторы), — сообщил Бен Тилбар, директор по продажам Cimline, Inc., Плимут, Миннесота.
«Трещины, связанные с нагрузкой, обычно возникают на дорожках для колёс в виде усталостных трещин, — сказал Тильбар. — Трещины, не связанные с нагрузкой, возникают из-за расширения и сжатия дорожного покрытия под воздействием температуры (термический цикл), что усугубляется окислением материала и его хрупкостью. Повреждения также ускоряются, когда вода попадает в асфальт и расширяет его, а также разрушает или разрыхляет материал.
«Другими словами, независимо от того, связано ли это с нагрузкой или нет, это происходит, когда напряжение, приложенное к слою, превышает прочность этого материала».
Есть несколько интересных отраслевых исследований, посвящённых повышению уровня образования и осведомлённости о проблемах, связанных с осевой линией дороги и трещинами.
«Мы провели исследование, которое показало, что центральная часть дорожного покрытия обычно выходит из строя первой», — заявил Джеффри С. Болл, исполнительный директор по маркетингу и коммуникациям Asphalt Materials, Inc., Индианаполис, штат Индиана. "Продольный шов — это ахиллесова пята дорожного покрытия".
«Например, в асфальтобетонных покрытиях (HMA), построенных в Миннесоте, содержание воздушных пустот в покрытии обычно составляет от 7% до 8% и часто приближается к 10% или превышает его в продольных швах. Более высокое содержание воздушных пустот в продольных швах может привести к преждевременному разрушению покрытия и, как следствие, ухудшить его целостность и эксплуатационные характеристики. В Миннесоте при строительстве основное внимание уделяется достижению высокой плотности смеси, особенно в продольных швах».
В блоге, опубликованном компанией NAC Supply, Inc., Инглсайд, штат Иллинойс, хорошо описаны причины растрескивания асфальтового покрытия: влага, солнце и движение грунта.
Что касается влаги, в блоге говорится: «Асфальт обладает впечатляющей водонепроницаемостью, но это не значит, что он полностью невосприимчив к влаге. Влага вымывает гравийное и песчаное основание дорожного покрытия, что может привести к смещению и разрушению поверхностного слоя. Это смещение и разрушение приводят к образованию трещин. Вода также может влиять на поверхность дорожного покрытия. Она может проникать в щели, складки и вмятины и оказывать давление на дорожное покрытие сверху. Хороший дренаж отведет воду от вашего тротуара, но если у вас нет хорошего дренажа, герметик также поможет сохранить тротуар сухим. Поскольку вода может скапливаться в любых углублениях или трещинах, вам нужно будет заделать их как можно скорее, чтобы избежать дальнейших повреждений.
Солнце: «...летнее солнце может нанести ущерб из-за перегрева. Жара может высушить дорожное покрытие и привести к разрушению материалов в составе покрытия, что приведёт к появлению трещин и других повреждений. Резкие перепады температуры, например, весной, также могут нанести ущерб дорожному покрытию. Жара может растопить снег, образуя воду, но если на следующий день снова похолодает, только что растаявшая вода может замёрзнуть под поверхностью дорожного покрытия, ослабив его основание или приведя к чрезмерному расширению. Самый простой способ защитить дорожное покрытие от экстремальных температур — нанести на него гидроизоляционный слой.
И движение грунта: «Грунт под нами постоянно смещается либо из-за сезонных условий, таких как заморозки и оттепели, либо из-за стихийных бедствий, таких как землетрясения и сильные грозы. Когда грунт смещается, гравийное основание асфальта смещается и оказывает давление на асфальт, что может привести к появлению трещин или выбоин. К сожалению, вы не можете остановить смещение грунта. Однако вы можете защитить своё асфальтовое покрытие, поддерживая его в хорошем состоянии. Дорожное покрытие в хорошем состоянии гораздо лучше противостоит атмосферным воздействиям и другим факторам, вызывающим трещины, чем покрытие, за которым не ухаживали должным образом».
Понимание того, почему возникают трещины на дорожном покрытии, полезно для достижения правильной перспективы.
«Трещины обычно начинают образовываться в центральной части стыка и постепенно распространяются на остальную часть асфальта, — заявил Майкл Блейк, директор по маркетингу KM International, Норт-Бранч, Мичиган. Когда вода проникает в трещины, она расширяется и сжимается из-за циклов замерзания и оттаивания, что приводит к растрескиванию остальной части дорожного покрытия. Этот процесс также усугубляется, если/когда происходит разрушение или смещение основания».
Профилактическое техническое обслуживание всегда является ключевым фактором предотвращения растрескивания дорожного покрытия.
«К сожалению, полностью устранить трещины невозможно, — сказал Блейк. — Но большинство подрядчиков рекомендуют наносить герметизирующее покрытие каждые 2–3 года и заделывать любые трещины в дорожном покрытии сразу после их появления. Чем раньше вы заделаете трещину, тем больше шансов продлить срок службы дорожного покрытия».
Герметик для трещин считается чрезвычайно эффективным при правильном нанесении. Перед нанесением герметика трещину необходимо полностью очистить и высушить.
«Герметик для трещин очень эффективен, — заявил Гириш С. Даби, президент STAR, Inc., Норwalk, Коннектикут. — Есть исследовательские отчёты от многих государственных дорожных служб, Федерального управления шоссейных дорог, Инженерного корпуса армии США, колледжей, Национального центра асфальтовых технологий об эффективности герметизации трещин. Все исследования показали, что герметизация трещин продлевает срок службы дорожного покрытия. Отчёты, в которых сравнивается эффективность герметизации трещин с другими методами, показывают, что герметизация трещин является наиболее экономичным методом, который можно применять для дорожных покрытий. Её следует использовать в сочетании с любыми другими методами технического обслуживания для повышения эффективности других методов, таких как нанесение герметика, микропокрытие, герметизация щебнем и нанесение горячего асфальтобетона.
Со временем на асфальтовом покрытии появляются трещины. Своевременное обслуживание — это способ продлить срок службы дорожных покрытий.